тэльре - вверх ва - на сурайфин - уровень

Харуки Мураками

Страна Чудес без тормозов и Конец Света

... Все тени умирают в Городе. Иначе от них останется нежить, которая уходит в Лес. Именно там живут люди, которые не смогли до конца убить свою тень... ... Череп пропал ещё в 42-м, во время блокады Ленинграда, когда немцы разбомбили университет. Так исчезло единственное в мире доказательство существование единорогов... ... Читателю Снов нужен статус. Сейчас ты получишь его. - Страж Ворот оттягивает мне правое веко и протыкает зрачок остриём ножа... Золотые единороги и тайны человеческого подсознания, информационные технологии и особенности секса с ненанасытными библиотекарями... Самый загадочный и мистический романа Харуки Мураками - впервые на русском языке.
Оглавление
  • 1. Страна Чудес без тормозов Лифт. Тишина. Манера толстеть
  • 2. Конец света Золотые звери
  • 3. Страна Чудес без тормозов Дождевик. Жаббервоги. Стирка
  • 4. Конец света Библиотека
  • 5. Страна Чудес без тормозов Конвертация. Эволюция. Сексуальность
  • 6. Конец света Тень
  • 7. Страна Чудес без тормозов Череп. Лорен Баколл. Библиотека
  • 8. Конец света Полковник
  • 9. Страна Чудес без тормозов Аппетит. Фиаско. Лениниград
  • 10. Конец света Стена
  • 11. Страна Чудес без тормозов Одевание. Арбуз. Хаос
  • 12. Конец света Карта Конца Света
  • 13. Страна Чудес без тормозов Франкфурт. Дверь. Свободные художники
  • 14. Конец света Лес
  • 15. Страна Чудес без тормозов Виска. Пытки. Тургенев
  • 16. Конец света Зима приходит
  • 17. Страна Чудес без тормозов Конец света. Чарли Паркер. Часовая бомба
  • 18. Конец света Чтение снов
  • 19. Страна Чудес без тормозов Гамбургер. "Скайлайн". Крайний срок
  • 20. Конец света Звери умирают
  • 21. Страна Чудес без тормозов Браслеты. Бен Джонсон. Дьявол
  • 22. Конец света Пепельный дым
  • 23. Страна Чудес без тормозов Дыры. Пиявки. Башня
  • 24. Конец света Площадь Теней
  • 25. Страна Чудес без тормозов Еда. Фабрика грёз. Западня
  • 26. Конец света Электростанция
  • 27. Страна Чудес без тормозов Летопись на зубочистке. Бессмертие. Скрепки
  • 28. Конец света Инструмент
  • 29. Страна Чудес без тормозов Озеро. Масатоми Кондо. Колготки
  • 30. Конец света Яма
  • 31. Страна Чудес без тормозов Турникет. "Полис". Стиральный порошёк
  • 32. Конец света Тень исчезает
  • 33. Страна Чудес без тормозов Стирка в дождь. Машина в аренду. Боб Дилан
  • 34. Конец света Черепа
  • 35. Страна Чудес без тормозов Кусачки для ногтей. Сливочный соус. Железная ваза
  • 36. Конец света Аккордеон
  • 37. Страна Чудес без тормозов Свет. Самокопание. Чистота
  • 38. Конец света Побег
  • 39. Страна Чудес без тормозо Попкорн. Лорд Джим. Исчезновение
  • 40. Конец света Птица
    Предисловие к русскому изданию
    Роман, который вы держите сейчас в руках, я закончил в 1985 году. В его основе - небольшая повесть "Город с призрачной стеной" ("Мати то соно футакана кабэ"), написанная за пять лет до того. Повесть опубликовали в одном литературном журнале, но мне самому не очень понравилось, как я её написал (если честно, у меня в то время не хватило мастерства придать хорошей задумке нужную форму), и поэтому я не стал заводить разговор об отдельном издании, не стал переписывать, а просто отложил рукопись на потом. Чувствовал: придёт время - и я к ней вернусь. Та сюжетная линия очень много значила для меня, и я долго искал в себе силы, чтобы передать её как надо. Но как именно передать? Ключевая идея никак не приходила в голову. Проблема ведь не в правке по мелочам, но в развороте угла зрения на сюжет в целом, а для такого разворота нужна принципиально новая идея. И вот, четыре года спустя по какой-то случайности (сейчас уже и не помню, какой) она меня посетила. "Да-да, вот оно!" - подумал я, побежал к столу, сел и принялся за работу, которая заняла у меня около года. Читая роман, вы заметите, что он состоит из двух отдельных историй - "Конец Света" и "Страна Чудес без тормозов". "Конец Света" написан по мотивам той самой повести "Город с призрачной стеной", а к ней добавлен сюжет "Страны Чудес без тормозов". Собственно, в этом и заключалась моя идея - создать нечто целое из двух разных историй. Они присходят в совершенно разных местах и развиваются по различным канонам - но под конец органично сплетаются в одно целое. Каким образом они пересекаются и чем объединены - читателю не должно быть понятно, пока он не доберётся до конца книги. Загвоздка - и, уверяю вас, очень серьёзная - состояла в том, что я сам понятия не имел, как эти две истории увязать. Но решил не унывать. Я подумал: "Ладно, будь что будет!" - и начал сочинять на ходу (как вы, наверное, знаете, оптимизм - неотъемлемая часть писательской натуры). Я выстраивал эти сюжеты попеременно один из другого - и потихоньку двигался вперёд. В итоге получилось, что все чётные главы - это "Конец Света", а все нечётные - "Страна Чудес без тормозов". И сейчас, вспоминая всё это, я понимаю, что для создания этих разных историй задействовал совершенно разные части себя. Проще говоря, вполне возможно, что "Конец Света" я писал правым полушарием мозга, а "Страну Чудес" - левым. Или, скажем, наоборот; не важно. Так или иначе, я разделил свой мозг (сознание, если угодно) на две части и писал две разные истории. Должен признаться, ощущуние было замечательное. Например, сочиняя "Конец Света", я плавал в фантазиях своего "правого мозга". Там - очень тихий мир. В маленьком городе, обнесённом высокой стеной, всё происходит размеренно и спокойно. Люди сдержанные, немногословны, звуки приглушены. В отличии от этого мира. "Страна Чудес без тормозов" предельно активна. Там вы найдёте и скорость, и насилие, и комизм ситуаций, и картины сумасшедших будней огромного мегаполиса. Этот мир существует в моём "левом мозгу". И вот так писать, постоянно ныряя то в один из этих миров, то в другой, для меня (или для механизма, упраляющего моим сознанием) - чрезвычайно уютное состояние. Когда мне сложно разобраться в себе, когда душа не наместе, я частенько подхожу к пианино и разучиваю инвенции Баха (правда, очень неумело). Я одинаково напрягаю пальцы обеих рук - и казалось бы простая физическая нагрузка помогает восстановить утерянное душевное равновесие: мне действительно становится легче. Сочинять то "Конец Света", то "Страну Чудес" мне было почти так же легко. Так, день за днём, я продолжал напрягать обе половины мозга, создавая два противоположных повествования. И постепенно между ними начала проступать некая взаимосвязь. Что-то из одной истории совершенно естественно стало просачиваться в другую и наоборот. Процесс был очень радостным и захватывающим. В какой-то момент пришла уверенность: да. теперь всё получится как надо, - и работать стало гораздо легче. Я просто сочинял каждый день по кусочку той и другой истории, полагаясь на собственное чутьё. Верил, что они когда-нибудь непременно сольются в одно целое. И они соединились. Удачно или нет - судить вам. Мы часто спрашиваем себя о душе. Примерно как у Антона Чехова в "Палате номер шесть" Андрей Ефимыч развлекает вопросами почтмейстера. Существует ли душа? Конечна она или бесконечна? Исчезает она с нашей смертью - или всё-таки переживает смерть и как-то существует дальше? Ответов на эти вопросы у меня нет - да и у Чехова, видимо, не было. Я лишь знаю наверняка, что у нас есть сознание. Оно существует внутри нашего тела. А снаружи этого тела существует совсем другой мир. Мы живём в постоянной зависимости как от внутреннего сознания, так и он внешнего мира. И эта двойная зависимость то и дело заставляют нас болеть, страдать, ввергает нас в хаос и разрушает наше драгоценное "я". Но я часто думаю: а разве мир вокруг не отражается в нашем сознании точно так же, как наше сознание отражается в мире? И разве здесь нельзя применить метафору двух зеркал, развёрнутых друг к другу и образующих две бесконечности? Описание подобного ви'дения (или, если угодно, понимание мироустройства) - мой постоянный мотив, но, пожалуй, именно в "Стране Чудес без тормозов" мне удалось выписать это наиболее внятно. В 1982 году я написал "Охоту на овец", свой первый настоящий роман, а три года спустя - "Страну Чудес без тормозов". К тому времени мне было тридцать шесть лет, и во мне впервые укрепилось ощущение: ну, вот я и стал писателем. Мне хотелось рассказывать истории тем голосом, который я в себе открыл, и теми словами, которые во мне накопились. Впереди ещё целых полжизни - можно грамотно расходывать силы и продолжать писать. Мне очень приятно сознавать, что усилиями Дмитрия Коваленина столь уважаемое издательство, как "ЭКСМО", опубликовало его в России. От всего сердца желаю моим русским читателям получить удовольствие от этой книги.
    Харуки Муроками 14 октября 2002 года

    вадыпе - назад те - айтхэль - вперёд
    Hosted by uCoz